Варган.
Андрей Витязев, 28 июля 2001
Варган (от лат. organum, греч. organon — орудие; музыкальный инструмент), самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. Представляет собой пластинку из дерева, кости или металлическую дугу с язычком посередине. При игре варган прижимают к зубам или зажимают ими; язычок защипывают пальцем, нитью или палочкой. Рот служит подвижным резонатором; изменяя форму и объём ротовой полости, выделяют необходимые для исполнения мелодии тоны обертонового ряда. Тихий звук и небольшой квартовый или квинтовый диапазон варгана ограничивают его репертуар короткими танцевальными мелодиями, традиционными наигрышами и напевами. Варган распространён у многих народов Средней и Юго-Восточной Азии и Океании (пластинчатый), а также в Европе, Центральной Азии и Африке (дугообразный); бытует под различными национальными наименованиями. В конце 18 — начале 19 вв. в Европе пользовался популярностью усовершенствованный варган — аура. (очень большая советская энциклопедия)
Но это пустое -- дела тональные, от ума. Напоминает историю, когда в рамках сталинской национализации сибирских шаманов приглашали поиграть на бубнах на концертах самодеятельности. Но это уже другая история. Вернемся к нашим варганам.
Кроме музыкального инструмента (коим по моим соображениям варган никак не является) варган, вне всякого сомнения, -- такой же предмет силы, как и шаманский бубен. И вот что наталкивает меня на такие выводы.
Во-первых, варган звучит в два голоса: один слышат слушающие, другой -- только играющий. Дело в том, что, как уже говорилось в умной книжке, инструмент держат прижатым к зубам, и звук для играющего передается не только через воздух, но и преимущественно по костям. Это создает невероятно мощные камертонные вибрации во всем теле.
Во-вторых, благодаря таким вибрациям внимание само практически безраздельно переходит на тело и происходит остановка внутреннего диалога. Кстати, один из наилучших (если не лучший) из известных мне способов остановки ВД.
В-третьих, тут нет никакой нотной грамоты, тонов, ладов и прочих полочек по которым можно было бы кощунственно расписать музыку. Единственное, что влияет на получаемый звук, -- это частота и сила защипываний и форма и обьем рта. Для того, чтобы найти основные приемы (имеется ввиду "ваши" -- по-настоящему их бесконечное множество) вам понадобиться не более трех часов. Далее происходит нечто невероятное, что я склонен рассматривать как спонтанно найденую (и одновременно 3000 лет известную) практику. Произошло это так. После первых двух-трех ознакомительных часов общения с инструментом, я сел поудобнее, полубовался в очередной раз обновочкой, расслабился и начал вдохновенно брынькать. После первых минут пяти ВД затих, словно и не было его, а внимание перешло на тело. Я, признаться, несколько насторожился (ну, а вдруг!), и краем глаза стал рефлексировать: что же будет. Тут приключается такая довольно странная штука: мы привыкли к тому, что "мы управляем своим телом"; а здесь получается все с точностью до наоборот -- тело получает всю полноту власти. И, не знаю откуда это оно умеет, но тело начинает играть на варгане! У меня мелькнула было мысль поудивляться феномену, но музыка была настолько приятной (не божественно красивой, а именно очень приятной), что мысль удалилась, не выдержав одиночества.
И, в-четвертых, никакой варган не инструмент. То есть он, конечно же, инструмент, но отнюдь не музыкальный, а инструмент для путишествий между мирами. Этакий межпространственный велосипед. Дело в том, что пребываючи в вышеуказанном состоянии "вы" с "телом" как бы меняетесь приоритетностями. Однако это не значит, что вас нет. Согласитесь: тело то при вас! Так вот и в данном глубоко измененном состоянии сознания "вы" тоже есть. Теряется жесткость и однозначность, но отнюдь не осознанность. Более того, в таком состоянии контакт и взаимопонимание тела и сознания значительно тоньше и чувствительнее. В результате получается следующая картина: варган -- авто, тело -- таксист, а вы -- пассажир.
-- До Икстлана! И поживее! ;-)