Синто. Краткий обзор учения.
Андрей Витязев, 15 июня 2001
Синто - одно из самых ранних течений Японии. Его истоки берут начало предположительно за полтысячи лет до н э. Где-то до шестого века н э, когда в Японии начался период слияния с континентом, синто стал аморфным слиянием культа природы, плодородия, мантических техник и шаманизма. В отличие от буддизма, христианства или ислама, у синто нет основателя, родоначальника, нет священных канонизированых текстов, явной религиозной философии или специфического кодекса.
Само слово "синто" -- путь богов - начало использоваться лишь в шестом столетии для того, чтобы отличать японскую традицию от буддизма и конфуцианства, начавших в то время проникать в Японию. По своему происхождению синто - это течение людей, живущих примитвной, первобытной социальной жизнью, но, нем не менее, невероятно чувствительных к духовным силам, наполняющим их мир. Из одной из хроник случайного наблюдателя: "В их мире мириады духов показывают видения, а стрекозы, кусты и деревья говорят".
Синто - это путь людей, которые изначально выбрали своим путем сердца жизнь не в жестком мире вещей, а загадочном мире духов.
Скорее всего, что это и является причиной того, что новые течения, буддизм и конфуцианство, нисколько не потеснили позиции синто. Однако синто претерпел некоторые измения, "научившись" у новопришедших традиций алтарям, святыням, храмам, календарным фестивалям и обрядам. Следует отметить, что эти изменения сложно назвать изменениями, скорее дополнениями, поскольку основы синто нисколько не изменились.
С точки зрения синто, мир - суть свет и радость и во главе пантеона синто стоит богиня солнца.
Аматэрасу, Аматэрасу-Омиками, верховное божество в японской мифологии и синто - олицетворение Солнца. Согласно мифам, Аматэрасу - божество женского пола, дочь божеств Идзанаги и Идзанами, послала на землю своего сына Ниниги, потомок которого - Дзимму положил начало императорскому роду.
И хотя осторожность и предупреждение проявлений тьмы отнюдь не чужды синто, его основным принципом является обогащение и празднование жизни.
Невероятно интересна и мифология течения. Две работы восьмого столетия, Коджики (Запись Древних Первопричин) и Нигон Шоки (Хроники Японии), включают в себя историю творения Японских островов божеством Идзанаги и его женой Идзанами, последующее рождение множества божеств - Амтатэрасу и других богов и богинь, посланых на острова. Особенно интересен такой аспект мифов: невероятно близкая неразрывная связь между божествами, духами, миром и людьми. В западных течениях Создатель и созданный им мир полностью разделены. С точки зрения синто природное состояния мироздания - гармония слияния божественного, природного и человеческого. Более того, человеческая природа, по сути, является добром, а проявления зла - это результат неправильного обращения с миром, нарушение внутренней, а, следовательно, гармонии в целом.
В синто божества называются "ками". Это слово часто переводится как "бог", однако оно передает божественную суть такую, к которой мы привыкли в западных традициях. "Ками" подразумевает божественность, какую видит шаман в луче солнца.
Ками не являются ни всемогущими, ни абсолютными. По большому счету, ками есть во всем, что внушает уважение и благоговение - везде, где вы готовы их увидеть. Поэтому ками существует огромное множество: духи рек, гор, морей, деревьев, животных, духи-защитники, духи, присущие конкретным людям, кланам, племенам, городам, деревням. Абстрактные силы тоже есть ками. Злые духи тоже есть в синто, но на них внимание не заостряется.
Иногда божество хочет обратить на себя с какой-то целью внимание и проявляет некоторое буйство или, возможно, даже разрушительность, но, вообще-то ками изначально настроены к людям благоприятно. Одна из их задач помогать людям и защищать их.
Душа умершего при определённых обстоятельствах способна стать ками. В свою очередь, ками обладает способностью воплотиться в ритуальные предметы (меч, зеркало, фигурку бога, дощечку с именем божества) и такой предмет (синтай) превращается в объект силы.
Для приверженца синто нет разделения на живое и неживое: во всём природном мире и в человеке живёт божество (ками). Синтоистская служба состоит из 4 элементов - очищения (хараи), жертвоприношения (синсэй), краткой молитвы (норито) и возлияния (наораи).
В синто нет привычного нам поклонения. Но есть выражение благодарности божествам. Оно может принять форму всеобщего празднецтва, например: приход весны, сбор урожая или какое-то особое событие в истории святыни. Однако, это вполне может быть и личная благодарность. Во всех ритуалах синто есть три общих черты: все начинается с очищения, для чего в ритуалах обычно используют воду; ками всегда предлагают взять дар; всегда возносится молитва, песня, мелодия или танец.
Синто - традиция без догм, канонов; традиция благодарности, уважения, жизни, восхищения красотой природы, чистоты, любви и простоты.